Воспитательная система

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииразработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию  Российской Федерации.Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  •  основные социально-педагогические условия  и принципы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся.

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными   институтами. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий   для  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.В концепции ДНВР чётко прописан современный воспитательный идеал согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).Современный   национальный воспитательный    идеал  — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.       Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества  в  конкретно исторических социокультурных  условия . (В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных  христиан  прежде всего в образе Иисуса Христа. Ценность семьи народа, веры; XVIII в. Россия стала империей Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д.В 90е гг. ХХ в  в  России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.      Национальный воспитательный  идеал является высшей целью образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Система базовых  национальных   ценностей:

— Патриотизм (любовь к Родине, своему народу ,служение Отечеству);

— Социальная солидарность  ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость);

— Гражданственность  (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания);

— Семья  (любовь,  верность, здоровье, достаток, почитание  родителей, забота о младшем и  старшем, забота о продолжении рода);

— Труд и творчество (творчество, созидание, трудолюбие);- Наука (познание, истина, сознание);

— Традиционные Российские религии;

— Искусство и литература  (нравственный  выбор, смысл жизни);

— Природа (жизнь, планета, Земля);

— Человечество (миру — мир, международное сообщество).

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко  духовно-нравственное  развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально- нравственного состояния общества и государства. В концепции ДНРВ новое отношение к компетентному подходу:- Владение   определенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность.(т.е. теряется ценность российского образования)

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

— нравственный пример педагога;

— социально-педагогическое партнёрство ;

— индивидуально-личностное развитие;

— интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

— социальная  востребованность воспитания.

На основе концепции разрабатывается  программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.     Программа духовно — нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.       Одним из новшевств  Стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление  внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится определённое количество часов в неделю во второй половине дня. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Основные    направления и виды  внеурочной деятельности по требованиям ФГОС:

— спортивно-оздоровительное;

—  художественно-эстетическое;

— научно-познавательное;

— военно-патриотическое;

—  общественно-полезная    деятельность;

—  проектная деятельность;

— игровая;

— познавательная;

— проблемно-ценностное общение;

— досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

— художественное творчество;

— социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);

— техническое творчество;

—  трудовая (производственная) деятельность;

— спортивно-оздоровительная деятельность;

— туристско-краеведческая. деятельность.

Целью внеурочной деятельности в нашей школе является  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям  обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

Выпускник начальной школы —

  • любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  •  умеющий высказать свое мнение.
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться —  есть важнейшее условие успешного развития России.

РПВ

Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.
В 2019 году программа была зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).
2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Материалы по разработке РПВ размещены на Института стратегии развития образования Российской Академии Образования http://form.instrao.ru

В соответствии с письмом Министерства образования Красноярского края №75-14487 13.10.2020 г. и «Дорожной картой организации работ на 2020-2021 годы по разработке рабочих программ воспитания в образовательных организациях Красноярского края, реализующих основные общеобразовательные программы», в МБОУ «СОШ №3» создана рабочая группа по написанию и внедрению программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Приказ о создании рабочей группы по составлению примерной программы воспитания

Приказ № 141/1 от 25.03.2021г. «Об утверждении рабочей программы воспитания»

Рабочая программа воспитания от 25.03.2021 г.

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

2. Цель и задачи воспитания

3. Виды, формы и содержание деятельности

4. Основные направления самоанализа воспитательного процесса

 

Пояснительная записка к плану воспитательной работы на 2020-2021 уч.г

План воспитательной работы по направлениям на 2020-2021 уч.г

Цель воспитательной системы

МБОУ «СОШ №3» — создание условий для развития социально адаптированной и успешной личности.

Задачи:

  1. Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе жизнедеятельности. Формирование навыков безопасного поведения.
  2. Предоставлять личности широкие возможности выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации.
  3. Организовать воспитательное пространство через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности, свою творческую и познавательную активность, включаясь в занятия по интересам.
  4. Совершенствовать мастерство классных руководителей через активное участие в работе методического объединения.
  5. Формировать у учащихся знания и дать им систему представлений о правовом устройстве общества, заложив основы правового сознания личности; учить приемам безопасного и ответственного поведения, формировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности; формировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению.
  6. Формировать патриотически  направленную личность,  патриотическое самосознание, патриотическое видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развивать и закреплять осознанное желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, творчество; развивать готовность и способность в нужный момент встать на защиту ее интересов и территориальной целостности.

Система воспитательной работы базируется на следующих принципах:

  • в центре внимания – внутренние ценности, возможности ученика;
  • ученик – субъект воспитательного взаимодействия;
  • ученик и учитель находятся в партнерских отношениях;
  • добровольность в принятии содержания и форм творческой деятельности;
  • школа – зона психологического комфорта для ребенка и педагога;

 Приоритетные направления воспитательной системы: подробнее

  1. Нравственное воспитание.
  2. Правовое воспитание.
  3. Патриотическое воспитание.
  4. Экологическое воспитание.
  5. Художественно-эстетическое воспитание.

Социально-психологическая  работа   Социально-психологическая деятельность направлена на решение следующих задач:

  1. Социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса.
  2. Контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты обучающихся.
  3. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка на разных этапах обучения.
  4. Работа по снятию комплексов уменьшения психологического дискомфорта.
  5. Профориентационная деятельность.

Все учащиеся, состоящие на внутришкольном учете и учете в ПДН,  задействованы в работе классного и школьного коллективов, привлекаются к участию в различных внеклассных, городских, школьных мероприятиях.  Ведется работа на изменение нежелательного стереотипа поведения подростка: беседы психолога, социального педагога, классного руководителя. В течение всего учебного года в каждую первую и последнюю пятницу работает Совет профилактики, помогающий решать проблемные ситуации в поведении и успеваемости подростков. Все учащиеся группы риска привлекаются в объединения дополнительного образования для организации свободного времени, развития творческих и интеллектуальных способностей, поднятия собственной самооценки подростка. Социальный педагог и инспектора ПДН регулярно совершают рейды с целью проверки места нахождения ребенка в вечернее время, обстановки в семье. Все подростки из группы социального риска получают социальную защищенность в рамках акции «Помоги пойти учиться», им оказывается материальная помощь в виде одежды, письменных принадлежностей, бесплатного питания в школьной столовой.

Психолог проводит диагностические исследования нравственно-психологического развития личности, мотивационно-потребностной сферы (беседы, опросы, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка, проведение диагностики воспитанности учащихся). Особая  забота школы – старший школьный возраст. Он в большей степени относится к «группе риска», и поэтому ему уделяется больше «психокоррекционного внимания». Подросткам предлагаются различные циклы бесед: «Как располагать к себе людей», «Как вести себя в конфликте», «Как разбираться в людях», «Как расширить круг знакомых». Подростки имеют возможность получить индивидуальную консультацию, психокоррекционное занятие. Работа психолога помогает выделить детей, которым требуется психологическая помощь. При диагностических исследованиях выявляются дети с нарушениями эмоциональной сферы,  с низкой мотивацией учебной деятельности, которым оказывается психологическая помощь. Школьным психологом составляется социально-психологический портрет учащегося, стоящего на внутришкольном учете и учете в ОДН, определяются «зоны» детского неблагополучия, по результатам диагностики составляются индивидуальные программы помощи подростку. Неотъемлемой частью деятельности психолога в школе является его работа с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы с целью формирования мотивации для более планомерного психологического-педагогического  самообразования. Школьный психолог занимается изучением психологических особенностей и проявлений характера каждого ребенка, прогнозирует ближайшую линию развития детей, измеряет уровни тревожности у каждого учащегося, анализирует условия жизни и взаимоотношений ребенка в семье и в классном коллективе, составляет рекомендации для учителей и родителей  

Контрольно-аналитическая работа.     

Контроль в воспитательном процессе необходим для того, чтобы:·

  • Своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности;·
  • Выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению;·
  • Выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;·
  • Вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.

В течение каждого учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

— планирование работы классных руководителей;

— организация досуга учащихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования по интересам;

— работа по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;

— подготовка и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;

— педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности, работа органов ученического самоуправления;

— соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;

— взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) учащихся и другими представителями окружающего социума;

— использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании учащихся;

— состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольном и классных коллективах;

— организация летнего труда и отдыха школьников;

— обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.

В начале учебного года составляется план-график внутришкольного контроля, где указывается объект контроля, цель.  Результаты обсуждаются на МО классных руководителей, совещаниях при директоре, планерках.     В течение года два раза проверяются планы воспитательной работы классных руководителей: сентябрь-октябрь, январь. Результаты проверки обсуждаются на заседаниях МО классных руководителей.     Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий в ходе их посещения, собеседования с классными руководителями, анкетирования детей. На заседаниях МО классных руководителей обсуждаются результаты этой работы. Два раза в полугодие проверяется качество и регулярность ведения классной документации. 

Работа с родителями.

Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Семья является главным субъектом воспитательной деятельности, т.к. здесь идет формирование личности.

Цели и задачи работы с родителями:

1.      Установление контакта, общей благоприятно атмосферы общения с родителями учащихся.

2.      Изучение воспитательных возможностей семей.

3.      Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.      Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.      Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

6.      Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Для реализации поставленной цели  применяются различные формы работы с родителями: родительские собрания; консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях; индивидуальные беседы, работа родительских комитетов,  родительского всеобуча. 

Дополнительное образование

Приоритетными направлениями дополнительного образования являются: спортивное и духовно-нравственное.

Работа по дополнительному образованию  направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.    Спортивное направление представлено работой  клуба «Сибирячок», занятия в котором  способствуют формированию устойчивого интереса детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышению их физической подготовленности и спортивного мастерства, а также успешному внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь юношей и девушек.  Деятельность объединения создает условия для развития  и популяризации видов спорта, входящих в программу соревнований  в регионах Красноярского края.       Художественно-эстетическое направление представлено работой театра — студии «Глобус», художественно творческого объединения «Рисунок.  Живопись. Композиция», подростково-юношеским хором «Наследники славы отцов»      Работа театра-студии «Глобус»  направлена на  выявление  и формирование   творческих и актерских способностей детей,  содействует личностному росту,  нравственному формированию личности.        Художественно-оформительское творческое объединение «Рисунок. Живопись. Композиция» способствует развитию художественных способностей детей. Результатом деятельности объединения является  участие  в различных международных, краевых и городских конкурсах художественно-эстетической направленности.       Накопленный в системе дополнительного образования потенциал позволяет педагогическому коллективу школы создавать практику, соответствующую природе детства и имеющую в основе признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.    

Детское самоуправление. Работа Школьного Парламента «Здоровое поколение»

Для активизации правовой подготовки школьников в современных социально-политических условиях, для повышения правовой грамотности учащихся, развития эмоционально-волевой сферы личности, для развития качеств гражданской активности, личной ответственности, инициативности, самостоятельности осуществляет деятельность ШП «Здоровое поколение».    Осуществление поставленной цели реализуется через участие в краевых и городских акциях различного уровня и направленности.

На счету ШП  большое количество социально значимых дел:

—  участие в акции «Осенняя неделя добра»;

— участие в краевой акции «Знай свои права — управляй будущим!»;

— участие в работе краевого ШП, где  подводится итог совместной работы, мониторинг общественно-полезных дел, составляется план — карта деятельности краевого регионального детско-юношеского общественного движения;

— краевая благотворительная акция «Весенняя неделя добра»;

— участие в  проведении анкетирования в рамках информационной компании «Телефон доверия — шаг к безопасности ребенка».

Деятельность МО классных руководителей

Цель работы МО: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.    Основные задачи работы МО:-на основе систематического изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создавать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;-продолжать саморазвитие, совершенствование личностного потенциала учащихся;- формировать у классных руководителей теоретические и практические знания в вопросах планирования работы на основе диагностики личности школьников, учитывая новейшие подходы в воспитании;-изучать  и обобщать  интересный опыт классных руководителей с помощью информационных  технологий;-оказывать  практическую помощь  классным руководителям в организации воспитательной работы с учащимися.   Поставленные задачи решаются через совершенствование методики проведения внеклассных мероприятий, индивидуальной и групповой работы с детьми, повышение мотивации, ознакомление классных руководителей с педагогической и методической литературой.   На протяжении учебного года периодически корректируются воспитательные планы, проходит обмен опытом классных руководителей, оказывается методическая помощь в работе с трудными детьми, проводятся совещания по текущим организационным вопросам.

Дата обновления страницы: 23.10.2022

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031