Инклюзивное (франц. Inclusif) — означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Федеральные документы
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями на 10 июня 2019 года)
- О введении ФГОС ОВЗ
- Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» (вместе с «ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Группа Р20. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности(ОКС 11.180 ОКП 94 0100) (извлечения)»)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Локальные акты
- План мероприятий (дорожная карта) МБОУ «СОШ №3» по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное и качественное образование на 2020-2022 годы
- Положение об организации инклюзивного образования в МБОУ «СОШ №3» города Боготола
- Положение об организации индивидуального обучения детей на дому МБОУ «СОШ №3» города Боготола
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (2017 год)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (2014год)
- Справка
- Лист учета корректировок паспорта
- Паспорт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых на нем услуг
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Особенности осуществления государственного контроля оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
- О направлении рекомендаций
- О разъяснении определений «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» и «ребенок инвалид»
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»